Назад

DAF CF & XF MY 2017. Оттенки синего

   Летом DAF Trucks запускает в производство тяжелые грузовики CF и ХF нового поколения. Предваряя это событие, компания пригласила корреспондента портала «5 колесо» на тест новинок в Нидерланды. На повестке дня новые стандарты эффективности грузоперевозок и комфорта водителя.

1.jpg

Чуть больше часа пути из Дюссельдорфа по автостраде, и оказываешься в Лимбурге, самой южной провинции королевства Нидерланды. Здешняя земля известна своим животноводством, земледелием, а еще богатой историей и традициями. Местность представляет собой слегка холмистую зеленую равнину, охотно посещаемую туристами — любителями пеших и велосипедных прогулок. Признаться, я и сам бы не прочь сделать остановку, чтобы запечатлеть на камеру сохранившиеся до наших дней замки рыцарской эпохи. Однако сегодня все наше внимание приковано к дороге: управление 40-тонным автопоездом требует сосредоточенности. А ведь задача еще и сравнить особенности комплектаций грузовиков DAF CF и XF нового поколения. Шутка ли — на тест драйв представлено сразу 11 автомобилей (5 моделей серии CF и 6 — XF) в разных конфигурациях.
Кожаное рулевое колесо входит в стандартную комплектацию CF и XF класса «люкс»:
2.jpg
             Рынок автоперевозок ставит перед индустрией коммерческого транспорта две противоречивые задачи. С одной стороны, перевозчики всегда заинтересованы в повышении производительности подвижного состава, его высокой транспортной эффективности. С другой стороны, сегодня все большее внимание уделяется снижению затрат — уменьшению расхода топлива, сокращению расходов на ТО и сохранению высокой остаточной стоимости. Сюда же следует добавить тенденцию цифровизации, что подразумевает обмен данными между звеньями транспортной сети. Собственно, все это и можно считать предысторией обновления модельного ряда тяжелых грузовиков DAF.
Семь процентов экономии
На 7% меньше потребление топлива, на 100 кг больше полезной нагрузки, плюс увеличенное время безотказной работы, лучший комфорт для водителя и новая система управления парком DAF Connеct — вот далеко не полный перечень задач, решенных инженерами DAF Trucks в грузовиках CF и XF нового поколения.
3.jpg
                Внешний вид автомобилей остался узнаваемым, но изменился в деталях — обновленный логотип DAF на передней панели, вставки под алюминий в нижней части бампера, перфорация на металлических панелях решетки (серия XF) — все это отличает грузовики новой генерации от машин текущего поколения.
Для оптимизации аэродинамических характеристик конструкторы усовершенствовали солнцезащитный козырек для лучшего обзора, добавили заглушки на решетке радиатора, обтекатель на стыке кабины и бампера. Кроме того новый XF обзавелся видоизмененными колесными арками. Результат — снижение расхода топлива на 0,5%. Еще 3% экономии получено за счет обновления силовой линии.
Насколько хорошо выглядит кресло водителя, настолько хорошо в нем сидеть:
4.jpg
                  Новые грузовики оснащаются двигателями PACCAR МХ-11 и МХ13 с улучшенными рабочими характеристиками. Изменения коснулись цилиндропоршневой группы, компонентов топливной аппаратуры, турбонаддува и системы EGR. Для обеспечения минимального расхода топлива используются новые высокоэффективные масляный насос, насос ГУРа и водяная помпа с регулируемой производительностью. Плюс к этому реконструирован тормоз MX Engine Brake: в новой версии его тормозная мощность составляет 340 и 360 кВт (для двигателей МХ-11 и MX-13 соответственно). На самом деле, изменения, которым подверглись двигатели PACCAR, достаточно глубокие, достойны подробного рассказа, и мы еще планируем вернуться к этой теме в рамках отдельной публикации в одном из ближайших номеров «Автопарка».
Гамма двигателей для магистральных перевозок включает три мотора MX-13 мощностью 530, 483 и 428 л. с., а также три мотора МХ-11 (449, 408 и 367 л. с.). Развозные грузовики оснащаются моторами МХ11 с отдачей 299 и 340 л. с. С целью улучшения топливной эффективности при разработке новых силовых агрегатов инженеры DAF Trucks сделали акцент на снижение оборотов двигателя. Для работы на меньших оборотах максимальный крутящий момент двигателей PACCAR МХ-11 и МХ-13 значительно увеличен и доступен уже при 900 мин-1. Флагманской моделью стал 13-литровый двигатель мощностью 530 л. с., обеспечивающий момент 2600 Нм при 1000 мин-1.
В ведущем мосту используются масло низкой вязкости и подшипники ступиц с уменьшенным коэффициентом трения:
5.jpg
                 В базовое оснащение новых CF и XF входят роботизированные КП TraXon производства компании ZF: стандартные 12-ступенчатые и поставляемые на заказ 16-скоростные. Диапазон передаточных чисел 12-ступенчатой КП у седельных тягачей 16,69–1,00. Отсутствие повышающей передачи позволяет использовать в конфигурации для легких грузов «скоростной» ведущий мост с передаточным числом всего 2,05 (напомним, в текущем модельном ряду используется редуктор с передаточным отношением 2,38). Это означает, что движение с постоянной скоростью 85 км/ч обеспечивается в режиме 1000–1040 мин-1 (в зависимости от характеристик мотора). Немалую роль в улучшении топливной экономичности играет использование масла низкой вязкости и применение подшипников ступиц с малым коэффициентом трения. Все вышесказанное добавляет в копилку экономии еще около 2%.
DAF CF340FA: подготовка для установки кузова предусматривает новую конфигурацию сетки в задней части рамы:
6.jpg
                Для новых CF и XF специально разработана компактная система нейтрализации отработавших газов EAS. Ее новые габариты позволяют увеличить дорожный просвет (актуально для исполнения low deck) и освободить дополнительное монтажное пространство на шасси. Решение удобно для кузовостроителей, у которых появилась возможность дополнительной подготовки для монтажа разных надстроек. Компактность блоков EAS, обеспечиваемая без роста противодавления, также означает, что для ряда специальных применений не требуется установка сажевого фильтра и DeNOx-катализатора по отдельности, что также способствует повышению общей эффективности. В цифрах — это еще 0,1% экономии.
                  Еще одним отличием новой системы EAS является ее сниженная масса (примерно на 50 кг). За счет ряда дополнительных мер, включая оптимизацию массы двигателя и шасси, собственная масса новых CF и XF снижена в общей сложности на 100 кг (для тягача с колесной формулой 4х2).
                Вкратце о рабочем месте водителя. Как и прежде, новые CF и XF служат примером высокого уровня комфорта благодаря максимально удобному доступу в кабину и увеличенному внутреннему пространству (XF Super Space Cab остается самой вместительной кабиной в своем классе с общим объемом более 12,6 м3), а также многочисленным новациям, обеспечивающим интуитивное управление и повышающим комфорт и безопасность. Стоит занять место за рулем, и тут же будут видны изменения. Новые оттенки оформления приборной панели, сидений, шторок, матрасов, а также задней и боковой стенок кабины — все это придает салону уют и функциональность. Особого упоминания заслуживает новая система управления климатом. Режим энергосбережения обеспечивается благодаря особому алгоритму работы кондиционера: он охлаждает воздух строго до определенной температуры, а не смешивает максимально холодный и горячий воздух, как это делается в обычной системе. Интеллектуальное управление испарителем позволяет избежать излишнего охлаждения воздуха (а значит, сократить время работы компрессора). Для обогрева кабины во время остановок и ночью система использует остаточное тепло от двигателя, что также положительно сказывается на эффективности расхода топлива.
Широкие возможности DAF CF XF
«Берегите шины», — предупреждает меня инструктор. Узкая полоса, по которой движется наш грузовик, делает изгиб, приходится сбавлять скорость (для этого, собственно, и строят такие препятствия в населенных пунктах) и закладывать правильный маневр, чтобы колеса полуприцепа не выскочили на бордюр. На самом деле опасения инструктора излишни: низкий и пологий бордюрный камень для шин грузовика никакой опасности не представляет. А в случае чего  работает штатная система контроля давления: при любом отклонении от нормы водитель получит предупреждающий сигнал.
Обновленный вид щитка приборов и приборной панели DAF CF XF 2017 года:
8.jpg
                  Несколько слов о других электронных помощниках, которые удалось опробовать в деле. Расширенный функционал ассистента водителя включает функцию экономичной езды EcoRoll (движение накатом), которая теперь объединена с круиз-контролем. Данное решение позволяет оптимизировать эксплуатационную скорость и ограничить эффект вспомогательных тормозов, когда это позволяют условия движения, например, на отлогом спуске. В любом случае электроника теперь принимает в расчет инерцию автомобиля для максимального использования наката при движении под гору.
DAF XF линейки Exclusive отличают темно-коричневая, коньячного оттенка, кожаная отделка приборной панели и панелей дверей, стильные вентиляционные отверстия:
9.jpg
               В целом езда за рулем флагмана DAF XF480FT в составе 36-тонной сцепки оставила только приятные впечатления. Запаса мощности 480-сильного мотора хватает для динамичного разгона и преодоления подъемов даже при умеренном нажатии на педаль акселератора. Переключение ступеней в коробке происходит плавно и быстро.
Вместительные вещевые отсеки остались на своих местах:
10.jpg
              Решился проэкзаменовать тягач DAF СF450FT (двигатель МХ-11) в сцепке с полуприцепомбитумовозом по тому же маршруту. Впечатления аналогичные, если не считать более частой смены передач, что обусловлено иным уровнем мощности силовой установки.
11.jpg
 
             Кстати, инициатива перевода двигателя в форсированный режим моментально отразилась снижением общей оценки за вождение. Помнится, в прошлом году такая же история была в Мадриде на тест-драйве нового New Stralis XP с коробкой TraXon.
Так выглядит сверху PACCAR MX-13 мощностью 480 л. с.:
12.jpg
                   Новые DAF CF и XF будут запущены в производство летом 2017 года в следующих конфигурациях: тягач и шасси с колесной формулой 4х2, тягач 6х2 в конфигурациях FTG c облегченной подвеской поддерживающей оси и FTP; а также шасси 6х2 FAR с поддерживающей осью и односкатной ошиновкой. Осенью продуктовая линейка будет расширена. Примерно в те же сроки начнется сертификация грузовиков в России. Стоимость новинки будет примерно на 3500 евро выше в сравнении с текущим модельным рядом.
Водяной насос получил систему регулировки производительности.:
13.jpg
Для новых DAF CF и XF специально разработана компактная система нейтрализации отработавших газов:
14.jpg
18.png
Фото: Михаил Ожерельев
Дата:
15.07.2017